Консультационный Центр МАДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида» Петропавловск-Камчатского городского округа

Как научить ребёнка слушаться?

d94169f229fcc75586938aa20ebcf0be.jpgОднажды перед вами встает вопрос «как научить ребёнка слушаться?».

Ведь часто ребёнок делает все наперекор, игнорирует просьбы или вообще делает вид, что мамы и папы не существует.

Давайте разбираться — специально он это делает или есть причины детского непослушания?

Есть одна отличная вещь в деле воспитания детей, и очень условно я её называю материнский авторитет!

Сейчас разберемся, что это такое и как он помогает заставить малыша слушаться маму?

Когда ребёнок рождается, то у него включаются базовые инстинкты, и у вас как у мамы, если роды прошли без врачебных вмешательств, включается материнский инстинкт. Инстинкт – это такая вещь, которая делает уход за малышом более приятным и легким.

Посмотрите на детской площадке или в магазине, если встретите маму с коляской или с малышом – обратите внимание,  ЧТО она говорит:

Вариант 1: «Ну что ты орешь? Сейчас пойдем! Ну-ка замолчи, а то ведешь себя как попало. Мне за тебя стыдно»

Вариант 2: «Да я понимаю – ты устал, сейчас быстро купим и пойдем домой. Дома отдохнешь, я тебе книжку почитаю, песенку расскажу. Пожалуйста, если хочешь покричать, делай это чуть-чуть потише….»

В чем разница на Ваш взгляд?

Первые фразы ориентированы на маму и на общество, т.е. разговор идёт без учета потребностей ребёнка.

А второй, наоборот – стараемся учитывать и потребности малыша, и при этом не сильно мешать другим, признавая право ребёнка на усталость, скуку, и т.д.

По мере взросления инстинкта нам уже не достаточно, и фактически весь первый год жизни ребёнка мы нарабатываем свой материнский авторитет.

Авторитет – это отношение к нам ребёнка как к человеку, которому ребёнок доверяет и НЕ СОМНЕВАЕТСЯ в наших словах. Это отличная основа для послушания ребёнка!

Например, выходя на улицу,  вы говорите своему ребёнку: «На улице много машин и собак, поэтому на улице мы всегда ходим с мамой за ручку» и ребёнок спокойно даёт вам руку и идёт куда вы скажете.

Либо в магазине, когда ребёнок захотел, чтобы вы купили ему «химический чупсик», а Вы говорите, что лучше давай я тебе куплю что-то более полезное, потому что «чупсик – кака» — ребёнок соглашается на обмен. Может быть не сразу, но Ваши уговоры всё равно действуют!

А если ребёнок капризничает? Истерит?  Не выполняет, а иногда и открыто игнорирует мамины просьбы?

Как заставить, а лучше – научить, ребёнка слушаться?

Первое с чего стоит начинать – это, конечно, НЕ наказания!

Первое – это укрепление своей материнской позиции и авторитета! Поскольку без этой базы добиваться послушания от ребёнка бесполезно и лишняя трата нервов.

Для того чтобы укреплять авторитет, нужно разобраться как мы его теряем? Назовем  несколько самых распространённых причин из психологической практики:

1. Вы вообще не знаете, что такое авторитет и как он вырабатывается.

а потому Ваши отношения с ребёнком не имеют под собой прочного фундамента. Воспитываем, как воспитывается и как говорится «куда ветер подует», туда Вы и клонитесь.

2. Незнание основ развития ребёнка.

Что произойдет с 5 летним ребёнком, если его поместить в коллектив двухлеток? Он начнет деградировать! И наоборот! Вот также и с нашими детьми – Вы как мама просто обязаны думать на 2 шага вперёд и если ребёнку год – накапливать информацию и читать статьи, книги по развитию двухлеток. Только грамотно корректируя свои взаимоотношения с ребёнком можно поддерживать авторитет.

3. Путаница ролей в семье.

На занятиях я задаю вопрос, который задам и Вам – «Кто отвечает в вашей семье за воспитание и развитие ребёнка?»

Ответ оба – неправильный, потому что не бывает у страны 2 президентов, и если отвечают оба – значит, не отвечает никто. Ребёнок оказывается в ситуации бесхозности! Поэтому – всё-таки, кто отвечает за ребёнка в Вашей семье? Обсудите этот вопрос вечером с мужем, если сами не можете на него ответить!

4. Отсутствие чёткой системы наказаний и поощрений.

Чаще всего мы с легкостью знаем, что делать ребёнку нельзя! А вот когда возникает вопрос – а что делать можно – многие мамы теряются, и говорят общую фразу «всё, что не запрещено — делать можно». К сожалению, мозг ребёнка устроен не так! Он не понимает общих фраз, и когда мы чересчур пережимаем с запретами, и при этом не даём вариантов выбора – ребёнок начинает стараться расширить свои границы.

Конечно, это не все причины, но, даже,  разобравшись с этими четырьмя причинами,  Вы уже продвинетесь в повышении своей материнской позиции в глазах ребёнка! И ребёнок начнет вас слушаться!

Как объяснить ребенку, что нельзя?

Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы — как объяснить ребёнку, что нельзя?  

Вы говорите: «Нельзя!», а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!

Значит, после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.

Итак — начнём с самого понятия запрета, и как это видит ребёнок.

Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное —  мы, конечно же, ему запрещаем.

За сутки, если посчитать, то очень часто количество запретов просто зашкаливает, и таким образом мы с вами не произвольно провоцируем ребёнка на капризы, на истерики, на агрессивное поведение.

Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо —  таких навыков у него пока нет.

И если он что-то хочет,  он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.

И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же, ребёнок будет переживать по этому поводу.

Как ребёнок реагирует на слово «нельзя»?

У каждого малыша уровень переживания будет разный:

· кто-то очень внимательно посмотрит на маму

· другой ребёнок может пустить слезу

· третий может начать капризничать и кричать: «дай, дай, дай»

· а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать! Чтобы, конечно, маму переломить.

Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?

1. Следите за словами.

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя».

Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.

Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение.

Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?

Запрещать, но использовать следующее правило.

2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.

Например:  

· нельзя совать палец в розетку,

· нельзя трогать горячее,

· нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.

И так далее, надеемся, что суть понятна.

3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

· не трогай,

· положи на место,

· будь осторожен,

· это легко бьётся,

· это мамино,

· это чужое и так далее.

Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо «нельзя так»  - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

В вышеприведённом примере про сумку —  если не играть с сумкой, то чем можно играть?

Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: «Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно».

Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.

Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь «тот самый»  желанный эффект,  железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.

Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком, и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.

Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

26 марта 2019 в 04:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.