Консультационный Центр МАДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида» Петропавловск-Камчатского городского округа

Как родителям готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

       28e3fb657fff9cf52b7c1384798dc923.jpgСовременная система образования предлагает родителям широкий выбор учреждений и многообразие форм воспитания и обучения. Ребенка можно определить в детский сад на полный день или в группу кратковременного пребывания, а можно несколько раз в неделю посещать группы развития или игровой поддержки, можно выбрать группу общения или развития в психолого-педагогических центрах. Если ребенок с особыми потребностями, то для него подойдут лекотека или интегрированный детский сад. Вниманию родителей предлагаются различные педагогические системы: одни учреждения или группы работают по ряду программ, разработанных отечественными психологами и педагогами, другие – по системе Монтессори, третьи представляют вальдорфскую педагогику. Существуют учреждения комбинированного типа.

Форму воспитания и обучения лучше подбирать с учетом психофизиологических особенностей ребенка, принимая во внимание актуальный уровень его развития и зону ближайшего развития, которые может определить психолог во время проведения диагностических процедур. Если учреждение подобрано с учетом индивидуальности ребенка, то малыш попадет в условия, помогающие ему обучаться в тех темпах и формах, которые соответствуют его возможностям, а грамотные воспитатели помогут скорректировать некоторые проблемы ребенка, например, возникающие в общении с детьми, со взрослыми, в усвоении материала, в развитии произвольной деятельности и т.д. Неслучайно родителям, собирающимся отдавать ребенка в детский сад, предлагается пройти медицинскую комиссию, состоящую из специалистов разного профиля. Специалисты нашего консультационного центра могут предложить  диагностику психического и речевого развития ребенка и, опираясь на все результаты, это обследование позволит выбрать оптимальную форму обучения.
Есть еще один важный аспект в подготовке к поступлению в детский сад – это знакомство с воспитателем. Дело в том, что маленький ребенок, в отличие от взрослого человека, не способен отделить методику обучения от личности педагога. Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Если воспитатель гуляет с детьми на просматриваемой с улицы территории, то родители имеют возможность воочию оценить характер отношений воспитателя с детьми, его умение организовать игру, его внимание к детским нуждам, тактику введения ограничений и требований. Важно узнать, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Такая информация предоставляется родителям на сайте ДОУ. При поступлении в ДОУ родителям стоит рассказать воспитателю об особенностях темперамента и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках.
В то же время накануне поступления в ДОУ будет полезно приблизить режим ребенка к принятому в саду. Очень важно, формировать у ребенка навыки самообслуживания, вводить запреты и ограничения с учетом возраста ребенка – так, чтобы требования детского сада шли в продолжение линии поведения в семье, а не противоречили ей.
Важнейшая задача родителей - мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Конечно, некоторые дети, особенно те, у кого есть старшие братья и сестры, охотно пойдут в детский сад. Но другие нуждаются в поддержке. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Прогуливаясь с малышом перед детским садом, следует комментировать игры детей, вызывать интерес к детской площадке и расположенным на ней предметам, создавать заинтересованность в присоединении к детскому коллективу.
Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем неделю-две можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.
Отправляя ребенка в детский сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего, такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникало желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми:
• Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.
• Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).
• Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности (например, иногда над ребенком можно подтрунивать – добродушно. И чувство юмора развивается, и реакция на обзывания в саду будет более спокойная). Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми:
• Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).
• Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.
• Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.
• Научить ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.


В общем, ребенка нужно учить думать и отвечать за свои поступки. В этом случае садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и к взрослой жизни в целом.


Осложняющим фактором адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.

22 апреля 2019 в 07:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.