Консультационный Центр МАДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида» Петропавловск-Камчатского городского округа

Мой ребенок — левша

Существует множество фактов и наблюдений о работе полушарий мозга — левого и правого. Несмотря на то, что исследования продолжаются, одно ясно точно: поведение человека, его речь, слуховое, зрительное восприятие и многое другое — это результаты совместной работы левого и правого полушарий. Каждое из них играет свою роль. Самым наглядным проявлением неравнозначности половинок мозга является «левшевство».

Действительно, активное использование человеком левой руки легко заметить в бытовых действиях. Никому не составит труда определить, кто перед ним — левша или правша. Часто употребляемое понятие «левша» не всегда верно используют. Если человек предпочитает пользоваться левой рукой, но все остальные органы активнее с правой стороны, речь идет о леворукости. Чтобы говорить о том, что человек левша, нужно убедиться, что активной у него является не только левая рука, но и другие органы. То, насколько выражена несимметричность систем организма, напрямую влияет на поведение и способы реакции человека в различных ситуациях. Так, например, установлено, что «чистые правши» успешнее других ориентируются в пространстве, они более чувствительны к положительным эмоциям и в целом более оптимистичны, чем леворукие. В то же время левши чаще жалуются на плохое настроение, подавленность, внутреннее напряжение, раздражительность, нарушения сна. У левшей повышена эмоциональность, интуиция и им гораздо труднее ориентироваться в пространстве.

Леворукие дети — совершенно особая тема для разговора. Несмотря на то, что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схожими вопросами. Самый частый из них — переучивать ребенка или нет. Для того чтобы этот вопрос решить, необходимо выяснить причину леворукости. Часто леворукость носит наследственный характер. В случаях, когда один из родителей или его родственники левши, вероятность появления в семье такого малыша очень высока. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, которому дети инстинктивно очень сильно сопротивляются, может сломать отлаженные механизмы и привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов. Бывает так, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций и ребенок становится «вынужденным левшой».

Здоровому ребенку до 1–1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому если родители настойчиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш, рожденный левшой, превращается в правшу. Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Дети-левши более эмоциональны, неуравновешенны и чувствительны к мнению близких, чем праворукие. У левшей позже развивается связная речь. У них нет стойких понятий о том, где правая, а где левая сторона. В представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не только в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Из-за этого могут возникнуть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ребенка требует счет, в частности счет в уме.

То, как левши видят мир, отличается от общепринятой картины. Левши постоянно находят свой способ освоения мира. У них в отличие от правшей нет стабильного набора навыков, которые совершаются на автомате и позволяют функционировать, не подключая дополнительно осознанность, и не задумываясь: «Как лучше это сделать?». Если вы воспитываете левшу, обязательно учитывайте эту особенность. Маленькому левше будет сложно, просто глядя на вас, научиться пользоваться ложкой, карандашом, завязывать шнурки и т. п. Вы окажете ему неоценимую помощь, если возьмете его руки в свои, и несколько раз вместе с ним проделаете то или иное движение. Используйте этот прием и когда ребенок будет писать буквы и цифры. Срисовать с образца ему будет непросто, а если вы несколько раз «рука в руке» обведете образец — тело ребенка запомнит различные движения и расположение пальцев рук, туловища и т. д.

Левши вынуждены с самого детства адаптироваться, и это входит в привычку. В результате, левши лучше и быстрее способны найти выход из ситуации, им легче приспосабливаться к окружающим условиям. 

     8d6c9db35aeea4b8a4f03956ec5ea82b.jpg

25 января 2022 в 01:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.